Гранит и радиация, Соколовский карьер
В последнее время существует некоторое заблуждение и беспокойство относительно слухов об уровне радиации природного гранита.
— Какой радиационный фон в гранитных карьерах? Опасен ли уровень радиации, излучаемый гранитом?
На эти и многие другие вопросы нам ответит эксперт по природным аномалиям, Инга Павленко.
— Инга, это правда, что вы неоднократно посещали места отчуждения в Чернобыли и Припять? Какая была цель этих экспедиций?
— Да, Павел. Я неоднократно посещала Чернобыльскую зону отчуждения (далее ЧЗО), в частности, город Чернобыль и покинутый город Припять.
Помимо интереса к самой большой техногенной катастрофе в истории и её последствиям, меня привело туда желание разобраться и выяснить для себя, какова на самом деле ситуация сложившаяся в ЧЗО через 24 года после аварии, что означают цифры и единицы измерения радиационного фона, зачастую неграмотно и не по месту озвучиваемые СМИ, насколько опасно находиться там человеку, какие реалии потерянной, по мнению многих учёных, для Украины территории, радиусом 30 км.
— А что за показатели?! Почему разные?
— Черный прибор — профессиональный, у него время измерения (обновления, усреднения) составляет 10 секунд, в то время, как у желтого прибора — время обновления от 30 секунд, да и точность меньше. Поэтому, пока желтый «сообразит», черный показывает практически сразу и можно оценить градиент изменения мощности излучения. А он меняется, как показывает практика, очень резко в пределах дециметров. Такой момент и пойман на фотографии.
Данное измерение было проведено на обочине дороги, ведущей прямо к четвертому блоку ЧАЭС, примерно на расстоянии 1 км от него. Показания в 2,08 мЗ/ч (или 208 мкР/ч) по сравнению с санитарной нормой, принятой в нашей стране, 30 мкР/ч, кажется значительным. Конечно, превышение уровня в 7 раз, может посеять тревогу и страх.
Но к примеру, территории, обязательные к отселению, определялись уровнем в 7 мР/час (7000 мкР/час), то есть в 233 раза превышающие санитарную норму радиационного фона.
Теоретически радиация вызывает лучевую болезнь. Однако эта болезнь развивается только в результате экстремально высоких доз облучения. Лучевая болезнь вызывается дозой радиации в 1000 миллизивертов, или 100 000 миллиРентген. Если человек получил дозу в 4 000 миллизивертов, то он умрет в 50% случаев, а если в 6 000 миллизивертов, то у него практически нет никаких шансов. В наше время такие дозы теоретически можно получить (практически — никто не пропустит), если пробраться под объект «Укрытие», к застывшей активной зоне, и просидев там несколько часов.
Возле объекта «Укрытие» (Саркофаг), в различную погоду можно замерить до 450 мкР/час или 4,50 микроЗивертов/час.
Опасно ли находиться в ЧЗО? Этот вопрос, скорее, психологический, нежели физический. Так как приведенные цифры явно указывают на то, что данные превышения не могут нанести ощутимый ущерб физиологическому здоровью человека, пробывшего день или два на загрязнённой территории и соблюдающего нормы безопасности.
Хочется также разрушить миф о том, что в ЧЗО нет людей. В зоне работает 3 500 человек персонала МЧС — это основная часть сотрудников. Есть и другие ведомства, но они представлены много меньшим количеством.
Основные предприятия:
«Чернобыльсервис» (обеспечение инфраструктуры) – 1500 человек.
«Чернобыльская пуща» (лесные работы) – 550
«Чернобыльский радиоэкологический центр» (мониторинг среды, исследования, радиационная безопасность) – 300
«Комплекс» (работа с РАО) – 260
«Чернобыльводэксплуатация» – 200
Хочу также добавить интересный факт: в разряженном воздухе верхних слоёв атмосферы наблюдается повышенный уровень радиационного излучения. Летаете ли Вы самолётами? Возникает ли у Вас страх радиации при 9-часовом перелёте? Например, однодневное пребывание в ЧЗО по поглощенной дозе равняется примерно одному четырёхчасовому перелёту на самолёте.
А еще, говорят, что радиация убивает тех, кто в неё верит. Шутка.
В одном из отчетов про Соколовский карьер, инструктор по техническому дайвингу Андрей Матусевич отмечает необычное место:
«…Под водой имеется одна аномальная зона, на расстоянии 150 м от берега в западном направлении. Глубина 65-45 метров. Стенка карьера наклонная под 50-60 град., ровная, как вроде гребешком с крупными зубьми провели по песку, оставив характерный след шириной 8 метров. В этом месте не работает компас, у меня был отказ VR3 и если задержатся в этом месте, начинаются зрительные галлюцинации, явно не связанные с азотным наркозом…»
— Инга, могли бы вы прокомментировать, с чем мог столкнуться Андрей, и может ли радиация провоцировать создание таких аномалий?
— Интересный факт. Сомневаться в словах опытного подводника не приходится. Но вряд ли это может быть связано с уровнями радиации, излучаемыми природным гранитом. Я бы сказала, что радиация здесь совершенно ни при чем. Но предположение забавное, учитывая повальную радиофобию среди населения.
Продолжая нашу тему, с точки зрения радиационной безопасности, нырять в гранитные карьеры, совершенно безопасно. А если учитывать более существенные риски, то об этом говорить можно, разве что, в шутку. Конечно, знать о рисках различной природы — важно. Ещё более важно уметь оценивать эти риски, понимать реальные последствия, грамотно относиться к полученной информации.
Ну и напоследок неопровержимое доказательство природного фона…
Подводная прогулка по карьеру:
Комментариев: 5
Прочитал с интересом
С интересом прочитал. Интересно, а когда говорили, что кровать молодоженов можно ставить на крышке реактора, то это, выходит, вполне возможно? Фон на станциях не выше нормы ведь. А норма в 30 мкР/ч это до или постчернобыльская? Тогда ведь сделали просто – подняли норму и все в норме :)
И еще, утверждая безвредность фона в зоне, не интересовалась ли Инга Павленко влиянием слабых доз на геном? Вот я, к примеру, работал с человеком писавшим дисертацию на эту тему – ездил в зону, собирал материал, общался с жителями. Состояние по его мнению таково, что за голову браться уже поздно. Репликативная машина сильно сбоит.
До Чернобыльской аварии нормой радиационного фона по всему Советскому Союзу было – 4-20 мкр/ч., а в 1988 в Украине норму подняли до 25-30 мкР/ч.
Хочу отметить, что речь о безвредности радиационного фона в ЧЗО идет в настоящем времени, без учета радиационной истории региона. Это важно понимать, что сейчас в Зоне нет тех уровней, которые могли бы существенно повлиять на организм человека.
Конечно, влияние чернобыльской катастрофы с её массовым переоблучением огромного количества населения, серьезным образом сказалось и на здоровье и на геном человека.
Как реализуется действие ионизирующего излучения на уровне отдельных ионизирующих частиц (квантов) при взаимодействии с ДНК (ДНК в данной ситуации рассматривается как мишень). Даже одно единственное попадание в биологическую мишень может привести к необратимому повреждению гена (к мутации). Изменение генетической информации может привести к гибели клетки.
Но следует учитывать, что при малых дозах облучения, уровни которых граничат с природным фоном, учеными регистрируется стимулирующее действие радиации.
В последние годы в литературе появились публикации, посвященные так называемому гормезису — положительному эффекту хронического облучения в малых дозах. Так, японский исследователь С. Кондо, проанализировав данные 40-летних наблюдений за лицами, пережившими атомную бомбардировку, обнаружил, что кривая «доза — эффект» для большинства видов раковых опухолей имеет «впадину» в диапазоне малых доз от 1 до 0,5 Гр. Иными словами, малые дозы, по-видимому, способствуют снижению заболеваемости раком.
Крупный российский радиобиолог, член-корр. РАН А. М. Кузин, много лет изучающий стимулирующее действие малых доз радиации, связывает этот процесс с активизацией иммунной системы организма. Напомним, что по данным НКДАР ООН достоверное снижение иммунитета выявлено в дозах более 1 Гр. При значительно меньшем облучении наблюдаются противоположные явления: усиливается фагоцитоз и образование антител, растет уровень лизоцима и отчетливо прослеживается стимуляция общеиммунологического статуса организма.
Интересно отметить, что даже у рентгенологов, в условиях удовлетворительной защиты и малых доз радиации, обнаружена стимуляция бактерицидной активности сыворотки крови, причем ее степень возрастает с увеличением стажа их работы. Стимуляцией иммунитета можно, по-видимому, объяснить и известный оздоравливающий эффект радоновых ванн.
Подробнее об этом можно найти тут http://chornobyl.in.ua/malie-dozy.html
В целом, хочу добавить, что цель данной публикации — в распространении знаний о существующем положении в ЧЗО, поскольку в обществе сложился стереотип Чернобыля, как зоны, которая навсегда останется таковой, которая была 25 лет назад, смертельно опасной, закрытой, черным пятном на карте. От информированности зависит и общественное мнение, каким образом распорядиться с этой землей, «раз она навсегда отравлена, то почему не хранить там отходы других стран, зарабатывая на этом для страны» — вот чего следует опасаться по-настоящему.
Ни коим образом целью данной публикации не было преуменьшение последствий переоблучения населения.
Все что не убивает, делает нас сильнее
здравствуйте,уменя такой вопрос.Мне 29 лет. 7лет я работаю с гранитом – граверовка в ручную(с утро до вечера с ним соприкасаюсь через пенопластовый коврик и дышу пылью). Вот уже почти четыре года как я заболела и врачи досих пор не могут поставить диагноз. У меня зимой частый субфибролитет(t37.3),линия волос на висках ползёт вверх по мужскому типу(огромный лоб),коса стала в 2 раза тоньше. Анализы все в норме. Может причина скрываться в моей работе и как вывадить радиацию из организма?? С уважением к вам Катя М.
Добавить комментарий